Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 16.07.2018, 14:45

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
инструктор по плаванию [3]
инструктор по физкультуре [3]
Английский язык [6]
Психолог [7]
Музыкальный руководитель [5]
Логопед [8]
Медицинский работник [8]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рекомендации специалистов » Музыкальный руководитель

Ребенок и музыка

Успешное начало занятий музыкой возможно только после приобретения некото­рого слушательского опыта, достаточного для запуска механизмов подражания. Хо­рошо, если это опыт собственной семьи, где музицируют родители, тогда он будет на­капливаться каждодневно, без всяких дополнительных усилий. Но если такой воз­можности нет, не беда: почаще посещайте филармонические концерты. Звукозаписи и видеофильмы тоже помогут, но лишь в качестве дополнения: полностью заменить ими впечатления от живого музицирования нельзя.

Чтобы услышать от ребенка просьбу: „Купи мне скрипку", достаточно бывает не­скольких посещений скрипичных концертов в филармонии...

Но эти посещения с самого начала должны быть обставлены таким образом, чтобы ребенок почувствовал ограничения. Говорите, например, так: «Я не возьму тебя с собой в филармонию, детей туда не пускают, чтобы не шумели" (или: „тебе нужно во­время лечь спать, а концерт закончится поздно", „ты плохо себя вел, а значит, на концерт не пойдешь" и т.д.). Потом уступите просьбам ребенка и поведите его в филармонию, но, дабы не спугнуть желание, сделайте это с видимой неохотой. Не показывайте вашего нетерпения поскорее начать занятия. Па­радокс: чтобы ребенок смог заниматься музыкой, достаточно купить пианино; чтобы он захотел заниматься музыкой, бывает достаточно продать пианино...

Посещение концертов, где ребенок видит образцы для подражания, следует практиковать не только до начала занятий музыкой, но и на протяжении всего обучения. Правильный порядок действий таков: вначале получить впечатление от музицирования взрослых, потом играть самостоятельно. Оптимальное соотноше­ние (на всех этапах учебы): больше времени слушать музыку, чем музицировать самому.

Когда начать

Если покупку музыкального инструмента из-за материальных затруднений можно отложить на будущее, то начало музыкального образования откладывать нельзя. Первые уроки желательно получить как можно раньше, но обязательно — не позднее шести лет. Даже при отсутствии музыкального инструмента есть вероят­ность не упустить момент. Обучение музыке может быть успешно начато пением в детском хоре. Хоровой коллектив выбирайте, исходя из его репертуара (преимуще­ства классики неоспоримы) и квалификации дирижера (профессиональный дипло­мированный хормейстер с консерваторским образованием). Если методика работы хора правильна, то ребенок получит не только навыки музицирования, но и азы му­зыкальной грамоты. Не забудьте дать соответствующие образцы для подражания: организуйте (ненавязчиво) посещение концертов академического хора в филармонии плюс прослушивание музыки кантатно-ораториальных жанров в записях лучших хоровых капелл.

Искусство приохотить

Начиная с 4-6 лет, когда ребенок хочет учиться музыке (но, попробовав, тотчас охладевает), и до 15 лет, когда интерес к учебе, если он сформировался, становится стойким, необходимо грамотное педагогическое руководство интересом. Бытует предрассудок, согласно которому слабый интерес к занятиям музыкой будто бы соответствует слабому дарованию. В действительности нет прямой связи! между увлеченностью музыкой и способностями к ней, поэтому отсутствие интереса — не повод отказаться от обучения. Учитывая, что интерес к занятиям у большинства начинающих нестойкий, его приходится подогревать, причем на каждом этапе— своими средствами. Некоторые из таких приемов могут освоить родители, другие требуют квалификации профессионального учителя музыки.

Тактика родителей достаточно проста — для того чтобы интерес не пропадал, требуется выдержать всего три условия:

1)        никогда не принуждать;

2)         всегда ограничивать;

3)         иногда запрещать.

Слово „никогда" желательно понимать буквально, ибо достаточно даже однократного принуждения, чтобы испортить все дело. Сразу образуется за­колдованный круг я заставляю ребенка заниматься, потому что он не хочет, а он не хочет, потому что я заставляю... Самое смешное, что все родители превосходно умеют управлять интересом, но забывают это свое умение, как только дело доходит до музыкальных занятий. Например, почему малыш всегда не прочь съесть мороженое? Как вы такого добились? Во-первых, никогда его не заставляли это делать, а во-вторых, всегда устанавливали ограничения — чтобы не про­студился, или денег нет на мороженое, или еще по какой-то причине. Результат отменный: желание сформировано, готов съесть, сколько дадут, заставлять не приходится. А вот с манной кашей все наоборот, ребенка никто не ограничивал в количестве этого продукта, но бывали случаи, когда кормили под нажимом. Ре­зультат сами знаете... Теперь спросим себя: действительно ли мороженое слаще манной каши — и поймем, что причина не в дозировке сахара, а в том, что „за­претный плод сладок". И еще поймем, что педагогика — это искусство управлять желаниями.

Как применить успешный опыт воспитания любви к мороженому в музы­кальном обучении ребенка?

1.        Обусловьте возможность игры на музыкальном инструменте выполнением каких-либо поручений, например говорите так: „Не играй, пока не уберешь в своей комнате" („не вынесешь ведро с мусором", „не застелешь постель" и т.п.).

2.     Дайте понять, что вы не одобряете музыкальные занятия, и ограничьте время игры на инструменте: „Можешь играть, но не больше двух часов в день" („не во время обеда", „только не сейчас, когда мама прилегла отдохнуть" и т.д.).

3.     В редких случаях ограничений оказывается недостаточно и требуется запрет. Разумеется, это только уловка, поэтому запрет должен быть таким, чтобы при желании его удавалось обойти.

Особенно важно придерживаться подобной тактики при воспитании сыно­вей. Иногда удается диктовать свою волю девочкам, пользуясь их послушанием и исполнительностью. С мальчиками это не проходит. Совершенно безнадежно положение в тех семьях, где родители, силясь добиться успехов в учебе, применяют бессмысленные наказания.

Когда умелый воспитатель наказывает, он не карает, а учит. Правильное на­казание должно заключаться в лишении желаемого. При этом в сознании и под­сознании ребенка автоматически возрастает значимость того, что вы его лишаете. «Ты плохо поступил, и в наказание я не разрешу тебе сегодня играть на пианино» («спрячу под замок ноты», «отменю урок музыки» и т. д.). Почаще произносите подобные «угрозы», и сформируете у ребенка непреодолимое желание использовать для занятий каждую свободную минуту и не злить вас из опасения лишиться этого удовольствия.

Попутно решите труднейшую задачу борьбы с ленью. Во многих семьях бы­вает так, что ребенок будто бы и хочет учиться музыке, но не настроен преодоле­вать трудности. Лень - дефект мотивации. А мотивацией управляет педагог, по­этому лень может служить сигналом о педагогической ошибке или недоработке.

Отрегулировать мотивацию помогают запреты делать то, что и так не делается («не занимайся так часто», «не повторяй много раз пьесу» и т.д.).

Психологический парадокс в том, что «охота пуще неволи». В этой послови­це заключена целая педагогическая концепция (мудрая и эффективная), из нее вытекает, что задача воспитателя - не приневолить, а приохотить.

                                                

Категория: Музыкальный руководитель | Добавил: Admin (26.03.2013) | Автор: Верхозина Вера Анатольевна
Просмотров: 257 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018