Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 18.11.2018, 07:20

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
инструктор по плаванию [3]
инструктор по физкультуре [3]
Английский язык [6]
Психолог [7]
Музыкальный руководитель [5]
Логопед [8]
Медицинский работник [8]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рекомендации специалистов » Логопед

Развитие слухового внимания и восприятия у детей, имеющих задержку речевого развития.

Развитие слухового внимания и восприятия у детей,

имеющих задержку речевого развития.

 

    Различение звуков речи - фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем.

    Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.

    В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования звукоразличения, а также слухового внимания и восприятия. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что Ваши занятия стать привлекательными и интересными для ребенка. Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это тема для свободной игровой импровизации.

    1. Упражнение «Чудо - звуки».

    Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков - шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки - какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке – зимой – скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной – капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услышать как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи. Про них тоже не забывайте - это опоры вашего малыша в жизни.

    2. Упражнение «Слушай, пробуй как звучит».

    Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

    3. Упражнение « Угадай, что звучало».

    Проанализируйте с ребенком бытовые шумы - скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

    4. Упражнение «Шумящие коробочки».

    Нужно взять два комплекта небольших коробочек- для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу , горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

    5. Упражнение «Что как звучит?».

    Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите ею по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к эти звукам, пусть ребенок запомнит что, как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало, « что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадается ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять волшебную палочку с собой на прогулку.

    Более сложный вариант - узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: « По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»

    6. Упражнение «Где позвонили?» - определяем направление звука.

    Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? - слева, спереди,  сверху,  справа,  снизу. Более сложный и веселый вариант - «жмурки». Ребенок в роли водящего.

    7. Упражнение «Громко – тихо».

    Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом – тихо, протяжно, высоким голосом – низким. Вариант игры: Придумайте или вспомните каких-то сказочных  персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.

    8. Упражнение «Узнай свой голос».

    Вам нужно записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно свой голос и голос ребенка. Прослушайте кассету вместе, важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть.

 

С уважением,  учитель-логопед Горовая Ольга Владимировна.

Категория: Логопед | Добавил: bakirova (16.05.2014)
Просмотров: 267 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018