Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.06.2018, 14:37

Мой сайт

Меню сайта
Категории раздела
инструктор по плаванию [3]
инструктор по физкультуре [3]
Английский язык [6]
Психолог [7]
Музыкальный руководитель [5]
Логопед [8]
Медицинский работник [8]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Рекомендации специалистов » Логопед

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребёнок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Но если у ребёнка нарушен или недостаточно сформирован фонематический слух, это может помешать овладению процессами чтения и письма. То есть при чтении и письме ребёнок может часто путать близкие по звучанию фонемы:

- заменять звонкие согласные парными глухими и наоборот;

- заменять свистящие звуки шипящими;

- заменять при чтении и на письме мягкие и твердые согласные;

- допускать ошибки связанные с нарушением произношения звуков.

Что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

     Что же такое фонематический слух?

     Фонематический слух — это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию. Фонематический слух является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

     К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

     Для развития фонематического слуха, проводятся специальные игры, в которые вы можете поиграть и дома.

     Игра «Будь внимателен!»

Предложите ребёнку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда он услышит заданный звук (изолированный, в слоге, в слове).

     Игра «Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три - четыре слова (или называет по картинкам), в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

     Игра «Подумай, не торопись»

Предложите несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на первый звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы - к, а последний - а.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком, придумать имя на заданный звук. То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

     Игра «Шутки – минутки»

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры:

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.


Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

 

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках  спят.

 

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.


Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук с длинными усами.


Божья коробка,

Полети на небо,

Принеси мне хлеба.


     Игра «Определи место звука в слове» (начало, середина, конец)

Ребёнок четко произносит название своей игрушки (карточки с изображением предмета) и определяет, где он слышит заданный  звук: в начале, середине или конце слова. И кладёт на соответствующую карточку.

     Игра «Прохлопай слово» (делим слова на слоги с помощью хлопков)

     Игра «Позови слово» (выделяем ударный гласный голосом)

     Для развития фонематического слуха можно использовать и специальные детские компьютерные программы, например компьютерные игры «Развитие речи. Учимся говорить правильно» или «Игры для Тигры».

     Уважаемые родители! Наша общая задача состоит в том, чтобы научить ребёнка правильно воспринимать, произносить и различать звуки речи.

Категория: Логопед | Добавил: Admin (27.03.2013) | Автор: Ананьева Наталья Александровна
Просмотров: 666 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018