Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 15.10.2018, 18:43

Мой сайт

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Образовательная программа по изобразительному искусству

Рисование, как и игра, одно из любимых занятий детей. Рисование для них не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд, важный путь освоения мира. Через рисунок ребёнок систематизирует свои знания о предметах. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Всё начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое, и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста так органичны  занятия изобразительным искусством, художественным конструированием. Работа с различными материалами в разных техниках расширят круг возможностей  ребёнка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

Актуальность представленной программы  выражается в том, что ребёнок вовлекается в различные виды изобразительной деятельности, что в свою очередь решает задачи развития восприятия и воображения, закладывает основы творческих способностей личности.

В отличие от имеющихся программ, программа предусматривает овладение детьми художественными знаниями, умениями и навыками, которые группируются вокруг следующих тем: цвет, линия, форма, пропорция, пространство, ритм, композиция, а это имеет большое значение для развития художественных и интеллектуальных способностей дошкольников. Основными направлениями изобразительной деятельности  являются их свободное творчество через применение различных техник и технологий рисования.

Данная программа разрабатывалась и апробировалась автором  на базе декоративно-прикладной студии Дворца детского и юношеского творчества г. Иркутска.  

Цель программы:

Раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребёнке.

Задачи программы:

  • Формирование художественно- творческой активности учащихся;

  • овладение образным языком народного декоративно- прикладного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

  • развитие ассоциативного мышления, воображения и фантазии, способности к творческому анализу  и синтезу;

  • обучение навыкам и приёмам в работе различными материалами;

  • закладывание основ целостной личности, воспитание духовности через приобщение к ценностям и традициям народного искусства.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Она рассчитана на работу с детьми 5-6 лет. Это первый ознакомительный этап обучения. Дети, проявившие способности  интерес к занятиям, продолжают их на последующих годах обучения, где они закрепляют приобретённые знания, совершенствуют навыки и умения в создании творческих, авторских  композиций на различные темы. На прохождение программы  отводится 72 учебных часа. Занятия проводятся два раза в неделю по одному часу.  Причём, в целях наиболее успешного усвоения материала детьми, выявления их творческих возможностей рекомендуется занятия проводить с группой не более 15 человек.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный;

  • иллюстративный;

  • проблемный;

  • эвристический.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть даётся в форме бесед  просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия – праздники, занятия-эксперименты, занятия-игры, просто практические занятия. Отчёт о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий.

Разделы программы:

  1. Основы рисунка и живописи. Цветоведение. Основы композиции

  2. Художественный труд.

Прогнозируемые результаты.

Обучаемые первого года

Должны знать:

  • названия основных и составных цветов;

  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, аппликация, симметрия, роспись, силуэт;

  • материалы, применяемые в художественной деятельности.

  • названия инструментов и приспособлений.

Должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов, их смешением;

  • использовать  в рисовании разные материалы и способы создания изображения;

  • создавать декоративные,  предметные  и  сюжетные  композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

 

Методическое обеспечение  программы

Изобразительное искусство, художественный труд - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребёнка, развивает  пространственное воображение, конструкторские способности.

Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят своё решение  в условиях студии.

Программа носит ознакомительный характер, рассчитана на 1 год обучения, для детей 5-6 лет.

В группы первого года принимаются все поступающие. Специального отбора не производится. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

репродуктивный; иллюстративный; проблемный; эвристический.

В процессе работы потребуются следующие материалы и инструменты:

Изобразительные материалы:

Гуашь, акварель, восковые мелки, простые карандаши, фломастеры, тушь, пастель, уголь, сангина, кисти разных размеров.

Бумага, картон,  клей ПВА, цветная бумага, ножницы, кнопки, ткань шёлк или  х/б.

Дидактические материалы:

Репродукции известных художников, тематические подборки картинок, фотографий, развивающие игры, понятийные модели, таблицы по основам цветоведения, таблицы с образцами орнаментов,  таблицы,  объясняющие последовательность работы над рисунком.

Так выполняются рельефные композиции и поздравления, посвящённые праздничным датам, сувениры для друзей и родных, различные маски.

При работе по методу проекта особенно важно обеспечение мотивации, настрой на тему. Идея должна исходить от детей. Они должны хотеть сделать это.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Теоретическая часть даётся в форме бесед  просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально  и информационно насыщенной.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

 Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия – праздники, занятия-эксперименты, занятия-игры, просто практические занятия. Отчёт о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий.

На занятиях применяются различные педагогические технологии. Это может быть методика развивающего обучения. Обычно это упражнения начального этапа, изучение различных приёмов и методов работы. Тогда же говорится об областях применения данного приёма, даётся творческое задание. Дети исполняют его, додумывая детали. В последующем работа может строиться на основе методики коллективных творческих дел:

  • определение задачи;
  • её обсуждение;
  • воплощение в материале;
  • анализ работы
    .

Раздел 2 Основы рисунка и живописи.  Основы композиции. Художественный труд. 2 год обучения.

 

Тема

Содержание

Форма занятия

Кол-во часов

Календарные сроки

1

Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними

 

Знакомство с чудо – помощниками: красками карандашами, кисточкой.

Условия безопасной работы.

Самоё яркое впечатление лета.

 

 

Урок-беседа.

Практическое занятие

 

1

 

 

 

2

Цветоведение

Тёплая цветовая гамма.

Композиция « Моя любимая сказка»

Выполнение творческой композиции  в рамках коллективно-творческой работы.

 

Коллективная

творческая работа

 

1

 

3

Спектр

 

Выполнение упражнений на смешение цветов. Закрепление последовательности расположения цветов в спектре.

 

Практическое задание.

 

 

1

 

4

Композиция « Дары осени»

 

Смешение тёплых цветов.

Техника акварели.

 

Творческая работа

 

1

 

5-6

 

Композиция «Морской пейзаж»

 

Смешение холодных цветов.

Техника гуаши. Упражнения в выборе и названии холодных цветов

 

Беседа.

Творческое  занятие.

 

1

 

7

Сказочный город

 

Тёплые и холодные цвета.

Итоговые композиции строится на основе творческих упражнений и предварительных эскизов.

 

 

Беседа

Творческая работа. 

В процессе выполнения обсуждение творческих эскизов и итоговых композиций.

 

1

 

8

Берёза зимой

Рисунок берёзы, стоящей в снегу

 

Творческое задание.

 

1

 

9

 

Композиция «Сказочные животные»

 

Выполняется в тёплой или холодной цветовой гамме.

 

 

Творческое задание

 

 

1

 

10

Основы рисунка и живописи

Листья и веточки

 

Отработка приёмов  рисования линий различной толщины. Акварель

 

Практическое задание

 

1

 

11

Сказочная птица

 

 

Сказочные птицы в народном искусстве.

Цветные мелки, акварель.

 

Творческая работа. В процессе выполнения обсуждение творческих эскизов и итоговых композиций.

 

1

 

12

Композиция

 «Зимнее настроение»

 

Передача движения и решение планов.

 

Творческое задание.

Создание силуэтной композиции.

 

1

 

 

13

Звери наших лесов

Рисование зайчика и белочки

 

 

Творческое задание

 

1

 

14

Зимний лес

 

Характер деревьев. Гуашь, белила.

 

Практическое задание

 

1

 

15

Дом Снежной птицы

 

Тонированная бумага, пастель.

 

Творческое задание.

 

1

 

16

 

Замок Снежной королевы.

 

Холодная цветовая гамма

Восковые мелки и акварель

 

Практическое задание

 

1

 

17

Снеговик

Пропорции фигуры человека

 

Тонированная бумага, гуашь.

К нам едет Дед мороз и Снегурочка. Фигуры человека в одежде.

 

Творческая работа

 

1

 

18

 

 

Золотые рыбки.

 

 

Гуашь. Отработка приёма волнистые линии. Показ иллюстративного материала.

 

Творческое задание.

 

1

 

19

Пропорции лица

 

Портрет друга.

Показ детских работ, иллюстраций

 

Коллективная

творческая работа.

 

1

 

20

 

Зимний город

 

 

Техника работ – граттаж

 

 

1

 

21

Основы композиции

Орнамент

 

Орнамент в полосе, круге, квадрате

Декоративная композиция.

 

Создание эскизов композиции

Обсуждение творческих эскизов и итоговых композиций.

 

1

 

22

 

Узоры снежинок

 

Восковые мелки и акварель.

 

Практическое задание

 

 

 

23

Узоры на стекле

 

Рисунок окна. Имитация узоров на стекле

 

Творческое задание

 

1

 

24

Стилизация

 

Зарисовка засушенного листика дерева, затем стилизация растительной формы. Гуашь.

 

Урок-беседа.

 

 

1

1

 

 

 

25

 

Итоговая композиция « Сказочный сад»

 

 

Итоговая композиция строится на основе предварительных эскизных материалов.

 

Практическое задание.

 

1

 

26

Композиция « Город»

 

Выполнение творческой композиции в технике акварели в рамках коллективно-творческой работы. Обсуждение эскизов и итоговой композиции.

 

Урок- беседа

Практическое задание.

 

1

 

27

Композиция «Сказочный замок»

 

Рельефная композиция. Использование гофрированного картона

 

 

Творческая работа

 

1

 

28

 

Композиция «Морской пейзаж»

 

Море выполняется в технике обрыва. Подбор цветовой гаммы для волн.

Морские пейзажи в произведениях художников.

 

Творческое задание

 

1

 

29

 

Сказочный домик

 

Выполнение несложного сюжета средствами аппликации. Цветная бумага.

 

Урок-экскурсия по городским улицам.

 

1

 

30

Матрёшка

 

Изображение  архитектуры в произведениях художников.

 

Создание эскизов композиции.

 

1

 

31

Композиция «Сказочные животные»

 

 

Итоговая композиция строится на основе предварительных эскизных материалов.

 

Коллективная

творческая работа

 

1

 

32

Цветы для мамы

 

Изображение русской матрёшки.

Аппликация из ткани

 

Творческая работа

 

1

 

33

 

 

Волшебный ковёр

 

Аппликация из различных природных материалов (соломка, перья, береста)

 

Беседа.

Творческое  занятие.

 

1

 

34

Сказочная птица

 

Аппликация с использованием гофрированной цветной бумаги.

 

Беседа

Творческая работа. 

Композиция в квадрате «Сказочная птица».

 

 

1

 

35

Рыбка

 

Принципы построения замкнутой композиции в квадрате и в круге.

Замкнутые композиции в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Аппликация из цветной бумаги. Отработка приёма надрезание.

 

В процессе выполнения обсуждение творческих эскизов и итоговых композиций.

Коллективная

творческая работа.

 

 

1

 

36

Композиция

 «Весёлый поезд»

Композиция строится на основе творческих упражнений и предварительных эскизов.

Итоговая композиция строится на основе предварительных эскизных материалов.

Творческая работа

Создание эскизов композиции

Обсуждение творческих эскизов и итоговых композиций.

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2018